Для общественного обсуждения опубликован разработанный Минпромторгом проект постановления правительства РФ «Об утверждении концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования».

Как сказано в пояснительной записке, проект разработан для внедрения новых технических требований и стандартов на автомобильных дорогах в России, «в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий». Другая цель – «внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения».

«На автомобильных дорогах общего пользования существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов – человек, транспортное средство, дорога, функционирующих в определенной среде. Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в определённых отношениях и связях друг с другом, они формируют факторы риска, которые могут способствовать возникновению ДТП», — констатирует проект концепции.
По мнению авторов документа, внедрение беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования является закономерным этапом развития современных интеллектуальных транспортных систем и преследует следующие цели:

1. Повышение безопасности дорожного движения.
2. Повышение номинальной пропускной способности дорог.
3. Оптимизация транспортных процессов.
4. Формирование заданного поведения участников дорожного движения и культуры вождения.
5. Развитие различных сервисных услуг пользователям транспортной системы.
6. Поддержание заданного уровня содержания дорожного полотна и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Высоко- и полностью автоматизированные транспортные средства (ВАТС), функционирующие в беспилотном режиме, должны поэтапно включаться в уже сложившуюся транспортную систему, не подвергая опасности других участников дорожного движения и обеспечивая полное соблюдение установленных правил дорожного движения.

Принципиальные подходы к обеспечению безопасного взаимодействия беспилотных транспортных средств (БПТС) с другими участниками дорожного движения включают следующие ключевые компоненты (дословно):

- безопасность через обеспечение ситуационной осведомлённости БПТС путём максимального использования возможностей дорожно-транспортной инфраструктуры и всестороннего риск-менеджмента;
- безопасность через обеспечение необходимых функциональных возможностей БПТС, дополняющих и при необходимости дублирующих возможности дорожно-транспортной инфраструктуры, а также за счёт обмена информацией между транспортными средствами;
- безопасность через обеспечение надлежащей организации дорожного движения на основе динамического управления транспортным потоком, посредством управляющих действий со стороны интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

Документ разработан с целью достижения задач и результатов федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», утвержденного протоколом заседания комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В России, напомним, над созданием и тестированием беспилотных автомобилей работают «Яндекс» и «Камаз». Определённых успехов в разработке систем управления беспилотными автомобилями добилась российская компания Cognitive Technologies.

21.08.2019


Источник D-RUSSIA.RU