Сенатор Людмила Бокова внесла в пятницу в Госдуму законопроект, разработанный для совершенствования законодательного регулирования функционирования электронной подписи в Российской Федерации.

Как сказано в пояснительной записке, при использовании электронной подписи её обладатели сталкиваются с невозможностью применять единый сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи, соответствующий требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-Ф3 «Об электронной подписи», по причине требований ведомств по содержанию в квалифицированных сертификатах объектных идентификаторов, различных полномочий, закрепляемых за лицом в рамках конкретной информационной системы.

Сертификаты, которые выдаются аккредитованными удостоверяющими центрами (УЦ), часто не могут быть использованы для проверки электронной подписи из-за отсутствия в выдаваемых ими сертификатах таких идентификаторов. Такая ситуация требует, чтобы УЦ создавали квалифицированные сертификаты, предназначенные для работы с конкретным ведомством, либо организацией.

Законопроект вводит положения, направленные на исправление указанной проблемы при регулировании процедуры установки и проверки полномочий лица, которое использует электронную подпись в различных системах и обеспечивает достоверность идентификации.

Законопроектом также вводится механизм использования метки доверенного времени – информации в электронной форме о дате и времени подписания документа электронной подписью.

Законопроектом предлагается наделить УЦ новыми полномочиями по хранению ключа электронной подписи, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате.

Законопроектом вносятся изменения в статью 16 ФЗ «Об электронной подписи», устанавливаются требования к порядку аккредитации УЦ и деятельности УЦ, также устанавливаются высокий порог собственного капитала и высокий порог страховой ответственности деятельности УЦ, введение административной ответственности за нарушения работы УЦ технического характера, введение уголовной ответственности за заведомо умышленные действия сотрудников УЦ.

Проектируемые законопроектом изменения, как предполагается, приведут к сокращению количества УЦ с действующих 465 до меньшего количества, и повышению качества работы УЦ, сокращению мошеннических действий с использованием электронных подписей.

В законопроекте присутствуют отлагательные нормы в 3,5 года со дня официального опубликования, это позволит осуществить переход к новым системам работы УЦ.

Новелла законопроекта: институт доверенных третьих сторон — организаций, уполномоченных осуществлять деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах в фиксированный момент времени, а также осуществлять документальное подтверждение результатов такой проверки.

Прогнозируемое количество доверенных третьих сторон — порядка 20.

Данные организации будут осуществлять деятельность после получения соответствующей аккредитации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Также в целях противодействия мошенничеству ФНС России предоставляются полномочия по приостановлению действия квалифицированных сертификатов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и Банку России предоставляются полномочия по приостановлению действия квалифицированных сертификатов кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации.

Отметим, что в тот же день в Госдуму поступил аналогичный законопроект, разработанный другими авторами.

Минкомсвязь также ранее как минимум дважды представляла для обсуждения законопроекты, призванные обеспечить возможность использовать единую усиленную квалифицированную электронную подпись в различных правоотношениях.

08.07.2019


Источник D-RUSSIA.RU