Как сказано в документе, кодекс представляет собой свод отраслевых стандартов профессионального и этического поведения, которые его участники признают и обязуются соблюдать.
Кодекс призван закрепить основные принципы взаимодействия государства, граждан и бизнеса, сформулировать универсальные правила поведения для всего профессионального сообщества, а также создать базу для регуляторных инициатив в области данных.
Кодекс разработан Институтом развития интернета (ИРИ) и Ассоциацией больших данных.
Документ подписали «Билайн», «Газпром-медиа холдинг», Газпромбанк, группа ВТБ, «Мегафон», МТС, «Ростелеком», Сбербанк, Тинькофф Банк, Фонд «Cколково», «Яндекс», Mail.ru Group, OneFactor, Qiwi, а также Аналитический центр при правительстве.
Положения документа распространяются на отношения по поводу всех разновидностей данных, включая пользовательские, промышленные данные, данные межмашинного взаимодействия и иных, но не распространяется на отношения, урегулированные законодательством РФ. Он закрепляет согласованные участниками принципы профессиональной этики, направленные на установление дополнительных мер защиты прав субъектов и пользователей данных.
Обработка данных должна осуществляться с использованием таких технических средств и методов, которые обеспечивают установленный уровень защищенности и защиту данных. Недопустима обработка и использование данных с применением противоправных средств и (или) методов, а также с нарушением принципов, установленных законодательством Российской Федерации или изложенных в настоящем Кодексе.
Обработка данных должна осуществляться с соблюдением принципа уважения прав и свобод человека. При обработке данных недопустимо незаконное вмешательство в частную жизнь граждан.
Использование искусственного интеллекта при обработке данных должно базироваться на защите основополагающих прав и свобод человека, не допускать дискриминацию и причинение вреда.
Присоединение к Кодексу предполагает предоставление по запросам государственных органов объективной и достоверной информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в соответствии с действующим законодательством, а также недопустимость ложных или вводящих в заблуждение заявлений о своих навыках, опыте, деятельности или организации.
Недопустим сбор данных с использованием противоправных методов, в том числе с применением технологий, направленных на преодоление правомерно функционирующих средств защиты данных, а также без наличия законных оснований на их обработку.
Допускается аналитика данных о пользователях с применением алгоритмов и вероятностных моделей при условии наличия необходимых правовых оснований. При обработке данных не допускается умышленная дискриминация граждан на основании расовой, национальной, языковой принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, сведений об интимной жизни.
Недопустима фальсификация данных для целей аналитики, а также фальсификация результатов аналитики данных.
Участники Кодекса приложат все возможные усилия к тому, чтобы при обработке данных для целей аналитики не будет нанесен вред или ущерб пользователям, чьи данные были использованы в аналитических продуктах.
Если для аналитики в коммерческих целях используется общедоступная информация, размещенная в форме открытых данных, то участники Кодекса считают добросовестной практикой проверку возможности использования таких данных.
Для использования автоматизированной обработки данных, порождающей юридические последствия для гражданина, необходимо письменное согласие гражданина (согласие в электронном виде, удостоверенное электронной подписью или иными идентификаторами или, если это не противоречит применимому законодательству, соглашением сторон).
Кодекс признает добросовестным использование данных для прямого (таргетированного) маркетинга, если персонифицированные предложения позволяют потенциальному приобретателю обеспечить оптимальный выбор товаров (работ, услуг), а также при условии предоставления потенциальному приобретателю возможности отказаться от получения таких персонифицированных предложений.
Признается недобросовестной практикой сбор персональных данных, вводящий пользователей в заблуждение относительно того, что они участвуют в исследовании рынка.
Кодекс этики использования данных разработан Ассоциацией больших данных и Институтом развития интернета и представляет собой свод отраслевых стандартов профессионального и этического поведения, которые его участники признают и обязуются соблюдать.
Напомним, что в 2016 году Роскомнадзор сформулировал «Кодекс добросовестных практик». Документ предполагает неукоснительное соблюдение закона о персональных данных.
12.12.2019
Источник D-RUSSIA.RU
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.